Рубрики:
Три плана того, кто раньше сдохнет
Механизм «единого окна» – по-прежнему далекая мечта ![]() | Ирина Портенко редактор |
Методика оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» утверждена 28 сентября в Москве Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По словам члена Коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина, с помощью данного документа «стороны смогут провести оценку текущего состояния национальных «единых окон» и выработать шаги по дальнейшему их развитию и оптимизации бизнес-процессов».
Также Коллегия утвердила Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Положение описывает основные управленческие элементы наднационального сегмента механизма управления, их полномочия и функции, а также взаимодействие наднационального сегмента механизма управления с национальными.
Кроме того, в ЕЭК теперь готовят экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». В частности, 23–25 сентября в Москве прошел обучающий семинар-практикум по анализу бизнес-процессов (АБП) в сфере внешнеэкономической деятельности. Слушателями стали представители госорганов и уполномоченных организаций государств – членов ЕАЭС из числа специалистов-практиков, вовлеченных в национальный проект «единого окна» и имеющих опыт анализа и оптимизации бизнес-процессов. В дальнейшем они займутся анализом и оценкой состояния развития национальных механизмов «единого окна», а также консультированием на национальном уровне экспертов, которые примут участие в проведении АБП в сфере внешнеэкономической деятельности.
Этого ли ждали участники ВЭД, надеясь на скорейшую реализацию механизма «единого окна» в России? За комментариями «Логирус» обратился к руководителю рабочей группы по мониторингу МПП Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту Владимиру Коростелеву.
Владимир, нужна ли, на Ваш взгляд, эта методика, или в данном случае правильнее сказать, что гора родила мышь?
– Вы правильно оценили ситуацию со всеми этими методиками «единого окна» – действительно, гора родила мышь, и написание подобных документов – суть имитация бурной деятельности.
Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) по замыслу должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного союза и национальные механизмы «единого окна» Белоруссии, Казахстана и России.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. В этих целях между Секретариатом Комиссии Таможенного Союза и ОАО «РЖД» на высшем уровне были подписаны Меморандум о совместном развитии механизма «единого окна» и Протокол к меморандуму о пилотном проекте ИИСВВТ на основе «единого окна» в информационно-управляющем логистическом центре Октябрьской железной дороги (ИУЛЦ ОЖД).
План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года. Для этих целей в Правительстве РФ было запрошено финансирование под построение интеграционного сегмента, национального российского сегмента плюс эксплуатационные расходы на ИИСВВТ в течение трех лет.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года
В первом полугодии 2012 года с преобразованием Комиссии Таможенного Союза в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) начались процессы реорганизации административного аппарата комиссии, и все разговоры о пилотном проекте ИИСВВТ в ИУЛЦ ОЖД на основе механизма «единого окна» были благополучно забыты.
Подвигнет ли принятие данной методики членов ЕАЭС на скорейшую реализацию механизма «единого окна»?
– Согласно международной рекомендации №33 ЕЭК ООН для построения механизма «единого окна» необходима, прежде всего, «политическая воля», под которой понимается высочайший уровень администрирования подчиненными министерствами и государственными контрольными органами, способная «уговорить» пограничную службу ФСБ России, ФТС России, Минтранс, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росграницу и других действовать совместно в целях упрощения административных формальностей, в том числе в формировании единого компактного перечня сведений, которыми обмениваются участники внешнеэкономической деятельности и государственные органы через механизм «единого окна».
Понятно, что без команды сверху государственные органы дружить и совместно изменять административные процедуры не будут.
В Таможенном союзе Россия является, наверное, самым мощным и авторитетным членом. Ни Россия, ни остальные государства – члены Таможенного союза механизма «единого окна» не имеют и разрабатывать его не спешат. Если Секретариат Комиссии Таможенного Союза собирался запустить пилотный проект «единого окна» за 6 месяцев, то Секретариат ЕЭК разработал и утвердил план на 6 лет – «План мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности 2015–2020 гг». Утвержден решением Высшего Евразийского Экономического Совета от 8 мая 2015 года №19.
Понятно, вспоминая Ходжу Насреддина, что за 6 лет в России и окрестностях много чего может произойти. В том числе может и национальный сегмент «единого окна» ИИСВВТ появиться.
Помимо «политической воли» построению «единого окна» в Российской Федерации мешают следующие факторы:
Но уже есть несколько календарных планов построения «единого окна», под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги.
Так, например, поручением вице-премьера И. И. Шувалова 14.07.2015 г. утвержден «Детализированный план мероприятий на 2015 год по созданию и развитию национального механизма «единого окна». Существование этого плана объясняется наличием вышестоящего «Плана мероприятий ЕЭК ... на 2015–2020 гг.» – так сказать, в развитие.
Помимо него 29.06.2015 г. утвержден «План создания и развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна». Интересно узнать, что указанный план разработан и утвержден рабочей группой, состоящей из 37 чиновников и одного представителя ТПП России. Указанную рабочую группу организовал референт Аппарата Правительства РФ и сам себя назначил ее председателем. Группа называется (без шуток) «Рабочая группа по созданию и развитию национального сегмента Российской Федерации международных информационных систем развития цифровой экономики (в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, других) при подкомиссии по экономической интеграции правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции».
Отсутствует концепция национального механизма «единого окна», но уже есть несколько календарных планов, под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги
Но и это еще не все. Распоряжением Правительства РФ №1567-р от 15 августа 2015 г. в «Дорожную карту совершенствования таможенного администрирования» вносится пункт «31.2. Разработка и утверждение ПЛАНА развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна» в государствах – членах Евразийского экономического союза».
Таким образом, нельзя упрекнуть российское чиновничество, что в отношении «единого окна» не ведется никакой работы: бумажные планы плодятся со страшной силой – и к концу 2015 года их в Российской Федерации будет целых три примерно с одинаковыми названиями (см. выше).
А что же деньги?
– Помните финансирование, которое Правительством РФ в 2011–2012 гг. было все-таки выделено на ИИСВВТ и три года эксплуатации? Секретариат Комиссии Таможенного Союза просил под эти цели 1,5 млрд рублей.
Так вот, указанные деньги были выделены и к февралю 2015 года году успешно освоены. Департаментом информационных технологий ЕЭК в начале 2014 года был объявлен конкурс на разработку интеграционного сегмента ИИСВВТ на сумму 1 млрд 402 млн рублей. Срок окончания работ – 22 декабря 2014 года. Победителем стала компания-исполнитель, предложившая стоимость работ 1 млрд 249 млн рублей. Затем было решение о продлении работ до 15 февраля 2015 года с увеличением стоимости работ до 1 296 941 тыс. рублей.
В итоге 1 млрд 296 млн рублей на «единое окно» успешно потратили.
Что имеем в остатке? Имеем 2–3 плана создания «единого окна» на национальном уровне и 1 план на 2010–2015 гг. на уровне Таможенного Союза.
Не имеем ни одного национального сегмента «единого окна», а в Российской Федерации не имеем даже концепции.
Ушлые чиновники, не имея ни одного национального сегмента, умудрились профинансировать построение интеграционного сегмента ИИСВВТ, потратив на это почти все деньги, предусмотренные и на построение национального сегмента, и на три года эксплуатации ИИСВВТ.
Как проверить функционирование интеграционного сегмента в отсутствие сегментов, которые он «интегрирует», знают, наверное, те, кто заказывал и принимал вышеозначенные работы.
Зная об их знании, очень забавно читать новости про выход «Методики оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» или о подготовке «экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». Упомянутым экспертам историю вопроса рассказали? Или постеснялись рассказать? LR
Также Коллегия утвердила Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Положение описывает основные управленческие элементы наднационального сегмента механизма управления, их полномочия и функции, а также взаимодействие наднационального сегмента механизма управления с национальными.
Кроме того, в ЕЭК теперь готовят экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». В частности, 23–25 сентября в Москве прошел обучающий семинар-практикум по анализу бизнес-процессов (АБП) в сфере внешнеэкономической деятельности. Слушателями стали представители госорганов и уполномоченных организаций государств – членов ЕАЭС из числа специалистов-практиков, вовлеченных в национальный проект «единого окна» и имеющих опыт анализа и оптимизации бизнес-процессов. В дальнейшем они займутся анализом и оценкой состояния развития национальных механизмов «единого окна», а также консультированием на национальном уровне экспертов, которые примут участие в проведении АБП в сфере внешнеэкономической деятельности.
Этого ли ждали участники ВЭД, надеясь на скорейшую реализацию механизма «единого окна» в России? За комментариями «Логирус» обратился к руководителю рабочей группы по мониторингу МПП Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту Владимиру Коростелеву. Владимир, нужна ли, на Ваш взгляд, эта методика, или в данном случае правильнее сказать, что гора родила мышь?
– Вы правильно оценили ситуацию со всеми этими методиками «единого окна» – действительно, гора родила мышь, и написание подобных документов – суть имитация бурной деятельности.
Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) по замыслу должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного союза и национальные механизмы «единого окна» Белоруссии, Казахстана и России.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. В этих целях между Секретариатом Комиссии Таможенного Союза и ОАО «РЖД» на высшем уровне были подписаны Меморандум о совместном развитии механизма «единого окна» и Протокол к меморандуму о пилотном проекте ИИСВВТ на основе «единого окна» в информационно-управляющем логистическом центре Октябрьской железной дороги (ИУЛЦ ОЖД).
План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года. Для этих целей в Правительстве РФ было запрошено финансирование под построение интеграционного сегмента, национального российского сегмента плюс эксплуатационные расходы на ИИСВВТ в течение трех лет.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года
В первом полугодии 2012 года с преобразованием Комиссии Таможенного Союза в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) начались процессы реорганизации административного аппарата комиссии, и все разговоры о пилотном проекте ИИСВВТ в ИУЛЦ ОЖД на основе механизма «единого окна» были благополучно забыты.
Подвигнет ли принятие данной методики членов ЕАЭС на скорейшую реализацию механизма «единого окна»?
– Согласно международной рекомендации №33 ЕЭК ООН для построения механизма «единого окна» необходима, прежде всего, «политическая воля», под которой понимается высочайший уровень администрирования подчиненными министерствами и государственными контрольными органами, способная «уговорить» пограничную службу ФСБ России, ФТС России, Минтранс, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росграницу и других действовать совместно в целях упрощения административных формальностей, в том числе в формировании единого компактного перечня сведений, которыми обмениваются участники внешнеэкономической деятельности и государственные органы через механизм «единого окна».
Понятно, что без команды сверху государственные органы дружить и совместно изменять административные процедуры не будут.
В Таможенном союзе Россия является, наверное, самым мощным и авторитетным членом. Ни Россия, ни остальные государства – члены Таможенного союза механизма «единого окна» не имеют и разрабатывать его не спешат. Если Секретариат Комиссии Таможенного Союза собирался запустить пилотный проект «единого окна» за 6 месяцев, то Секретариат ЕЭК разработал и утвердил план на 6 лет – «План мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности 2015–2020 гг». Утвержден решением Высшего Евразийского Экономического Совета от 8 мая 2015 года №19.
Понятно, вспоминая Ходжу Насреддина, что за 6 лет в России и окрестностях много чего может произойти. В том числе может и национальный сегмент «единого окна» ИИСВВТ появиться.
Помимо «политической воли» построению «единого окна» в Российской Федерации мешают следующие факторы:
- Не назначен УПОЛНОМОЧЕННЫЙ федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию механизма «единого окна».
- Отсутствует концепция национального механизма «единого окна» – то есть не прописано, что, собственно, собираются делать.
Но уже есть несколько календарных планов построения «единого окна», под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги.
Так, например, поручением вице-премьера И. И. Шувалова 14.07.2015 г. утвержден «Детализированный план мероприятий на 2015 год по созданию и развитию национального механизма «единого окна». Существование этого плана объясняется наличием вышестоящего «Плана мероприятий ЕЭК ... на 2015–2020 гг.» – так сказать, в развитие.
Помимо него 29.06.2015 г. утвержден «План создания и развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна». Интересно узнать, что указанный план разработан и утвержден рабочей группой, состоящей из 37 чиновников и одного представителя ТПП России. Указанную рабочую группу организовал референт Аппарата Правительства РФ и сам себя назначил ее председателем. Группа называется (без шуток) «Рабочая группа по созданию и развитию национального сегмента Российской Федерации международных информационных систем развития цифровой экономики (в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, других) при подкомиссии по экономической интеграции правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции».
Отсутствует концепция национального механизма «единого окна», но уже есть несколько календарных планов, под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги
Но и это еще не все. Распоряжением Правительства РФ №1567-р от 15 августа 2015 г. в «Дорожную карту совершенствования таможенного администрирования» вносится пункт «31.2. Разработка и утверждение ПЛАНА развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна» в государствах – членах Евразийского экономического союза».
Таким образом, нельзя упрекнуть российское чиновничество, что в отношении «единого окна» не ведется никакой работы: бумажные планы плодятся со страшной силой – и к концу 2015 года их в Российской Федерации будет целых три примерно с одинаковыми названиями (см. выше).
А что же деньги?
– Помните финансирование, которое Правительством РФ в 2011–2012 гг. было все-таки выделено на ИИСВВТ и три года эксплуатации? Секретариат Комиссии Таможенного Союза просил под эти цели 1,5 млрд рублей.
Так вот, указанные деньги были выделены и к февралю 2015 года году успешно освоены. Департаментом информационных технологий ЕЭК в начале 2014 года был объявлен конкурс на разработку интеграционного сегмента ИИСВВТ на сумму 1 млрд 402 млн рублей. Срок окончания работ – 22 декабря 2014 года. Победителем стала компания-исполнитель, предложившая стоимость работ 1 млрд 249 млн рублей. Затем было решение о продлении работ до 15 февраля 2015 года с увеличением стоимости работ до 1 296 941 тыс. рублей.
В итоге 1 млрд 296 млн рублей на «единое окно» успешно потратили.
Что имеем в остатке? Имеем 2–3 плана создания «единого окна» на национальном уровне и 1 план на 2010–2015 гг. на уровне Таможенного Союза.
Не имеем ни одного национального сегмента «единого окна», а в Российской Федерации не имеем даже концепции.
Ушлые чиновники, не имея ни одного национального сегмента, умудрились профинансировать построение интеграционного сегмента ИИСВВТ, потратив на это почти все деньги, предусмотренные и на построение национального сегмента, и на три года эксплуатации ИИСВВТ.
Как проверить функционирование интеграционного сегмента в отсутствие сегментов, которые он «интегрирует», знают, наверное, те, кто заказывал и принимал вышеозначенные работы.
Зная об их знании, очень забавно читать новости про выход «Методики оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» или о подготовке «экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». Упомянутым экспертам историю вопроса рассказали? Или постеснялись рассказать? LR
02.10.2015
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж


